Какие особые требования возлагаются на экспедитора, который организовывает контейнерные международные перевозки?

Контейнерные международные перевозки требуют дополнительных действий и операций при подготовке контейнера к отправке, на всем пути следования и до момента, когда контейнер доходит до получателя. Это связано с тем, что большинство контейнеров являются собственностью иностранных компаний и приходят в страну в порожнем состоянии или с грузом в режиме временного ввоза. Данный режим означает то, что впоследствии вывоз будет осуществлен с освобождением от уплаты таможенных пошлин и сборов и без применения запрещающих мер и ограничений. Тем самым, таможенное оформление производится только к грузу, следующему в контейнере.

Таможенная конвенция предписывает, что доставка груза контейнером должна осуществляться по наиболее прямой и кратчайшей траектории, и контейнер должен прибыть как можно ближе к месту выгрузки или загрузки его экспортным грузом. Т.е. если есть возможность доставить транспортную тару непосредственно на склад, где будет производится разгрузка или выгрузка груза, то нужно использовать только этот вариант, что в свою очередь минимизирует риски при погрузо-разгрузочных работах. При этом, во внутренних перевозках контейнер можно использовать только один раз, что в свою очередь отражается на обязанностях собственника по возврату груженого (порожнего) контейнера. Для упрощения осуществления доставки грузов посредством контейнерных перевозок таможенной конвенцией предусмотрен ряд процедур и предписаний:

  • Организация, владеющая и эксплуатирующая контейнеры, обязана быть зарегистрированы в стране, в которую контейнеры ввозятся в режиме временного ввоза.
  • Предоставление полной информации о путях следования и перемещения контейнеров таможенным органам.
  • Оплата таможенных пошлин и сборов при нарушении режима временного ввоза.

В подавляющем большинстве случаев все операции по возврату и отслеживанию движения контейнеров владелец не может выполнить самостоятельно в полной мере, что в свою очередь требует привлечения стороннего местного экспедитора, который будет осуществлять вывоз контейнеров с портовых площадок с последующей их доставкой до места разгрузки или загрузки экспортным товаром. При предоставлении транспортно-экспедиционных услуг обычно составляют договор транспортной экспедиции, в нашем случае помимо стандартных услуг по организации доставки грузов в договоре прописывается ответственность экспедитора за возврат контейнеров. На практике в данном пункте прописывается, что с того момента, когда контейнер пересекает границу, ответственность за сохранность лежит полностью на экспедиторе. Также за использование контейнера экспедитор выплачивает владельцу заранее оговоренную ставку, а за просрочку возврата контейнера или повреждение (либо потерю) экспедитор выплачивает компенсацию в объеме оговоренной стоимости используемого контейнера.

При контейнерных международных перевозках на экспедитора возлагаются обязанности такие как:

  • Контроль погрузки, укладки и крепления груза в контейнер, дабы минимизировать риски порчи груза во время транспортировки. При этом нужно учитывать следующие предписания:
  1. Весь вес должен быть распределен по всей площади пола контейнера.
  2. Более тяжелый груз должен быть расположен на полу контейнера, легкие же грузы должны быть расположены сверху ( также существуют требования к грузовым местам – они не должны превышать 300 кг)
  3. Центр тяжести груза должен быть расположен как можно ближе к центру контейнера ( если же это сделать невозможно, то об этом нужно сообщить перевозчику)
  4. При наличии свободного пространства между грузовыми местами и стенками контейнера – заполнить свободный объем прокладочными материалами.
  5. По возможности задействовать весь объем вместимости контейнера.
  6. Учитывать физические ограничения контейнера, например, такие как предельная грузоподъемность или водонепроницаемость.
  • Организация контроля движения и доступа к информации о месторасположении контейнера для грузовладельца.
  • Передача сопроводительной документации ( упаковочный лист и свидетельство об укладке и креплении груза в контейнере) перевозчику при отправке контейнера в пункт назначения. При этом в упаковочном листе должно содержаться наименование грузоотправителя и грузополучателя, а также номер коносамента, спецификацию груза с массой и объемом, количество грузовых мест и прочая дополнительная информация.
  • Контроль пригодности контейнера к перевозке того или иного типа груза, визуальный осмотр и проверка физического состояния, а также:
    1. Таблички о допущении контейнера к эксплуатации по условиям безопасности.
    2. Таблички о допущении контейнера к перевозкам грузов под таможенными пломбами и печатями.

    За отсутствие табличек или при нарушении их целостности может быть наложен штраф или же это может послужить основанием для отстранения данного контейнера от международных перевозок, с запретом на ввоз в страну импорта.

    Тому, что должно содержаться в табличках, которые находятся на контейнере, мы посвятим отдельную статью. Контейнерные перевозки самый прогрессивный способ, при котором осуществляется доставка грузов из Европы или Азии, но в тоже время он требует соблюдения многочисленных предписаний и требований. Также это касается таможенного оформления грузов, которые приходят в контейнерах. Если же у вас появился вопрос касательно доставки грузов в Россию из других стран с последующим таможенным оформлением, то звоните нам, мы поможем вам найти самый оптимальный вариант.